(Аперян К.) («Финансовое право», 2011, N 4)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ <*>

К. АПЕРЯН

——————————— <*> Aperyan K. Legal status of information used in tax-law relations.

Аперян Карен, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение — служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи проводит анализ и определяет статус информации, используемой в налоговых правоотношениях.

Ключевые слова: информация, налоги, налогоплательщики, правоотношения, конфиденциальность, общедоступность, тайна, защита, ограничения, доступ.

Information plays a special role in tax-law relations. Its main purpose is to serve the purposes of timely and complete receipt of taxes and charges by the state. The author of the article makes analysis and determines the status of information used in tax-law relations.

Key words: information, taxes, tax-payers, legal relations, confidentiality, general availability, secret, protection, limitations, access.

Законодательством Российской Федерации установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. Статьей 5 Закона «Об информации…» определен статус видов информации: информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Налоговые органы, осуществляя налоговое администрирование, обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, а также ростом объема информации, получаемой от различных органов и организаций. Информация, используемая налоговыми органами, имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на: — общедоступную; — информацию, имеющую в силу закона ограниченный доступ; — служебную информацию; — конфиденциальную, доступ к которой не может быть доступен в силу закона. Основным источником общедоступной информации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, общедоступные ведомственные акты и др. В силу своих должностных полномочий, по смыслу и содержанию Закона о налоговых органах, ст. ст. 31, 32, 83, 84, 93, 93.1 и др. НК РФ, налоговые органы имеют право на: — получение информации от физических лиц и организаций; — сбор, обработку, анализ информации, полученной от физических лиц, организаций, а также полученной от внешних источников и собственными силами; — ведение реестров и баз данных как на бумажных носителях, так и в электронном виде; — архивное хранение собранной от различных источников информации; — передачу, распространение, обмен имеющейся информации. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (ст. 6) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют: сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах. Эта информация может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей <1>. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. ——————————— <1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Налоговые органы, осуществляя деятельность по налоговому администрированию, регистрируют налогоплательщиков, осуществляют их учет, проводят налоговые проверки, в процессе чего собирают информацию, обрабатывают ее, анализируют, хранят. Можно предположить, что собранная налоговым органом информация есть информация для служебного пользования. Она имеет специальный режим — режим налоговой тайны. Согласно п. 1 ст. 102 налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо незаконный сбор, а также разглашение таких сведений влекут уголовную ответственность. Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. Статьей 139 ГК РФ регулировался режим служебной и коммерческой тайны. В настоящее время ст. 139 ГК РФ утратила силу в связи с введением части IV Гражданского кодекса РФ <2>. В настоящее время информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными частью IV ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <3>. ——————————— <2> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. <3> См.: СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»: «коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду»; «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, означает ознакомление определенных лиц с такой информацией. Соответственно, передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В соответствии с п. 4 ст. 4 информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания. Статьей 6 Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регламентируется порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну. Конфиденциальной является информация, которая стала известна нотариусу, адвокату, эксперту, аудитору в связи с исполнением ими своих обязанностей по отношению к налогоплательщику — физическому лицу или организации, т. е. предоставленная налогоплательщиком с условием сохранения этой информации в тайне. Согласно пп. 13 п. 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. С другой стороны, обязанностью налоговых органов является соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ). В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <4> «налоговые органы осуществляют прием документированной информации для ведения реестра и передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации». ——————————— <4> См.: СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.

В отношении информации (сведений), имеющей особый режим доступа и содержащейся в государственных реестрах, Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти <5>. Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью <6>. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет: ——————————— <6> Там же. Статьи 1.2 — 1.5.

— категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; — порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; — организацию защиты служебной информации ограниченного распространения. Подводя итог исследования правового статуса информации, используемой налоговыми органами, следует заметить, что налоговые органы в силу своей компетенции обладают большим объемом информации о налогоплательщиках — физических лицах и организациях. Информация имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на: — общедоступную, или публичную, т. е. информацию, доступную для всех участников налоговых правоотношений; — информацию, имеющую в силу закона особый или ограниченный доступ; — служебную информацию, т. е. информацию, которая получена налоговыми органами в связи с налоговым администрированием; — конфиденциальную, которая не может быть доступна в силу закона. Служебная информация и конфиденциальная информация имеет специальный статус — статус налоговой тайны и (или) коммерческой (производственной) тайны.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496. 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. Ст. 3448. 5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431. 6. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. 7. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165. 8. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс». 9. Бойцов Г. В., Долгова М. Н., Бойцова Г. М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. «ГроссМедиа», 2006 // СПС «КонсультантПлюс». 10. Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М.: ВГНА, 2007. 357 с. 11. Загузов Г. В. Информационное обеспечение деятельности налоговых органов // Административное и муниципальное право. 2008. N 4. 12. Кобзарь-Фролова М. Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2010. 473 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) (под ред. Ф. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова) включен в информационный банк. —————————————————————— 13. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (ч. 1) (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова. М.: ЦППИ, 2009. 182 с. // СПС «КонсультантПлюс». 14. Крохина Ю. А. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2008. 720 с.

——————————————————————

1. Понятие информации, налоговая информация

2. Понятие информационных технологий

3. Информационные процессы в налоговой сфере

1. Понятие информации, налоговая информация

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация с точки зрения философии - есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком же смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.

ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Применение современных средств вычислительной техники и оргтехники для измерения, фиксации, передачи и обработки экономической информации, а также для размножения, хранения и поиска документации коренным образом изменяет технологию и методологию обработки информации. Использование машинных носителей информации позволяет организовать непрерывный процесс обработки информации, начиная от восприятия или фиксации исходной информации и заканчивая выдачей выходной (результативной) информации и документации.

Информационные системы и технологии существовали с момента появления человеческого общества. Однако на современном этапе они приобретают особую роль и значимость и в корне отличаются по своей сущности.

Рассмотрим сущность понятий «система управления» и «информационная система». В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта и субъекта управления, связанных между собой прямыми (П) и обратными (О) связями (рис. 1.1). Прямые связи выражаются потоками директивной информации, направляемыми от субъекта к объекту управления, а обратные - представляют собой потоки отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемые в обратном направлении.

Директивная информация разрабатывается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Внешняя среда влияет и на субъект управления, поставляя информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.).

Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему экономического объекта.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Одной из разновидностей экономической информации является налоговая информация . Четкого определения налоговой информации нет, но она включает в себя:

    налоговое законодательство;

    сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков;

    налоговую отчетность;

    прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

2. Автоматизированная информационная система «Налог». Структурная и функциональная организация автоматизированной информационной системы «Налог».

Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой службы.

Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы.

Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы.

Обеспечение безопасности информационных ресурсов в органах налоговой службы.

Информационные потоки налоговых органов.

Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

Информацию от налоговых агентов;

Информацию от сборщиков налогов (сборов);

Информацию от банков и органов казначейства;

Информацию от органов власти и управления;

Других налоговых органов;

Других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов

От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.



От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

Периодическую,

Нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т.п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.



По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

Обязательные,

Необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

Учет налогоплательщиков;

Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Учет налогоплательщиков- это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц- это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

Автоматизированная информационная система «Налог». Структурная и функциональная организация автоматизированной информационной системы «Налог».

Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

· Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

· Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

· Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

· Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

· Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

· Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

· Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

· Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

· Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономиче­ским содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

Информацию от налоговых агентов;

Информацию от сборщиков налогов (сборов);

Информацию от банков и органов казначейства;

Информацию от органов власти и управления;

Других налоговых органов;

Других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов



От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

Периодическую,

Нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юриди-ческих лиц и т.п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.

По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

Обязательные,

Необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

Учет налогоплательщиков;

Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Учет налогоплательщиков - это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц - это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

Современная система управления, как сложная система, может эффективно функционировать только при наличии достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления -- учетно-аналитическая информация, позволяющая оценить финансовые возможности, принять эффективные управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет построена информационная система (в соответствии с региональными особенностями объекта управления, существующей методологией), зависит достижение цели и выполнение задач управления, а значит, и эффективность управления.

При этом важно обеспечить комплексный подход к управлению с позиций эффективной организационно-управленческой структуры налоговых органов, качественного изменения содержания функций управления, а также реализации всех форм и методов налогового администрирования и контроля.

Больший эффект достигается при создании многопользовательских банков информационных данных с выделением приоритет и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям. В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих от подразделений организаций в соответствии с установленными функциями, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивает полнота и актуальность информационного банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей .

Понятие информации является одним из ключевых в современной науке, её значение и ценность стремительно растут, меняются методы работы с ней. Важное практическое значение имеют качество и оперативность реализации информации.

Появление нормативного определения понятия «информация» в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не способствовало возникновению на этой основе нормативного определения экономической, правовой, и тем более «налоговозначимой» информации.

Для того чтобы раскрыть сущность и роль информации в налоговом процессе, определить ее значимость при проведении контрольных мероприятий, необходимо определить основные критерии формирования информационных данных, классифицировать потоки поступающей в налоговые инспекции информации, а также определить основной состав участников информационный обмена в налоговой сфере .

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

Непрерывность -- обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

Системность -- создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

Актуальность -- своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;

Полнота -- наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

Достоверность -- предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.

В целях осуществления проверки потоков поступающей в налоговые инспекции информации на условие выполнения этих критериев производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений); получение объяснений и документов, подтверждающих правильности исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации -- включении имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информа-ционную систему обработки данных налоговых органов .

Вся поступающая в налоговые инспекции информация, по мнению О.А. Мироновой, может быть разделена на следующие потоки:

1. Сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории.

2. Информация о поступлении и возврате налогов и других платежей.

3. Сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками.

4. Информация, необходимая для организации работы инспекции .

Информационное обеспечение включает в себя: систему классификации и кодирования; унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных .

По способу получения учетно-аналитическая информация, используемая в налоговом контроле, может быть разделена на:

1. Информацию, собираемую самой налоговой инспекции в ходе контрольной работы;

2. Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено НК РФ. Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному запросу справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проводить встречные проверки, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.

Информация, поступающая от сторонних организаций, весьма объемна и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам («поставщикам») информации можно выделить информацию, поступающую: от налогоплательщиков (плательщиков сборов); налоговых агентов; банков и органов казначейства; органов власти и управления; других налоговых органов; других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых органов банки обязаны представить развернутую информацию о движении средств по счетам неплательщиков.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных неправомерных действиях налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях ими бухгалтерского и налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; поступают материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции .

По периодичности поступления информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от частоты поступления:

На ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т. п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т. п.).

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов, информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения .

По степени обязательности информационные потоки можно разделить на обязательные и необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены НК РФ и другими законами, указами президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В ряде случаев обязанность налогоплательщиков по представлению информации в налоговую инспекцию установлена не НК РФ, а другими законами. Так, статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая для наличных денежных расчетов с населением, подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Из этого следует, что при покупке контролько-кассовой машины (ККМ) до ее установки в торговой точке, организация или предприниматель обязаны представить в налоговую инспекцию пакет документов, необходимый для ее регистрации. Налоговая инспекция вводит эту информацию в свою базу данных и использует при контрольной работе. Особенно важна информация о месте установки кассовой машины, поскольку именно там осуществляется реальная деятельность плательщика и 6удет осуществляться бухгалтерский и налоговый контроль.

По результатам проведенных в ходе налогового контроля проверок информация систематизируется налоговыми органами для отражения в системе внутренней отчетности. Учетно-аналитическую информацию внутреннего характера, формирующуюся в системе налогового администрирования в результате функционирования всех элементов системы (налогового планирования, налогового контроля, налогового регулирования и особенно налогового учета), О.А. Миронова предлагает условно систематизировать на четыре блока:

1. Учет налогоплательщиков;

2. Учет данных камеральных и выездных проверок;

3. Оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

4. Прием и обработка сведений о доходах физических лиц .

Информационной базой для анализа результатов эффективности контрольно-проверочной деятельности налоговых органов служит налоговая отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты анализа налоговых поступлений невозможно обойтись без соответствующих статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной статистической отчетности.

Налоговая отчетность, на базе которой осуществляется анализ налоговых поступлений, состоит из данных месячной, квартальной и годовой отчетности, утвержденной ФНС России, и включает в себя следующие формы:

Форма № 1- НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» (месячная);

Форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);

Форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней» (месячная);

Форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);

Форма № 1-РЕС «Отчет о прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002» (квартальная);

Форма № 4-ОР «Отчет о результатах работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам» (месячная);

Форма № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов» (квартальная);

Форма № 7-НП «Отчет по крупнейшим налогоплательщикам» (месячная);

И другие формы отчетности ФНС России (Приложение Т) .

В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, получают от плательщика: налоговые декларации (расчеты по налогам); баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность); сведения об учетной политике предприятия; сведения о смене должностных лиц предприятия; актуальную информацию о счетах плательщика в банках; актуальную информацию о сфере деятельности плательщика; документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам; пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.

Эти документы обязательно представляются в инспекцию с периодичностью раз в месяц или раз в квартал в зависимости от категории налогоплательщика, вида налога и суммы платежей. Некоторые документы, например приказ об организации учетной политики или пояснительная записка к годовому отчету, представляются в инспекцию один раз в год.

В том виде, в котором информация представлена в установленных формах оперативного учета и внутренней отчетности налоговой инспекции, она не отвечает требованиям реализации всех функций налогового администрирования. Поэтому во всей совокупности учетно-аналитической информации, по мнению О.А. Мироновой, целесообразно выделить три ее вида:

1. Информация для составления внутренней отчетности о налогоплательщиках, налоговых поступлениях и т. д.;

2. Информация для оценки эффективности деятельности налоговых органов;

3. Информация для оценки потенциала налоговой системы региона.

Информационный обмен в налоговой сфере характеризуется особым составом участников. Субъект информационного обмена в налоговых правоотношениях - это лицо, которое обладает совокупностью потенциальных прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, и которое может их реализовывать в своей повседневной деятельности.

Наличие критериев, позволяющих отнести какое-либо лицо к участникам информационного обмена, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию соответствующей праворегулирующей нормы. При этом следует обратить внимание на то, что понятие «субъект (участник) налогового правоотношения» по своему содержанию несколько шире, чем понятие «субъект налоговых правоотношений в процессе информационного обмена». Вместе с тем, несмотря на то, что правовой статус участников налоговых отношений, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, установленный статьей 9 НК РФ круг участников отношений, регулируемым налоговым законодательством, не охватывает всех реальных и потенциальных субъектов налогового права .

Развитие информационного взаимодействия между участниками налоговых правоотношений и информационного обмена в налоговой сфере становятся всё более важной фактором модернизации деятельности налоговых органов и совершенствования налоговой системы в целом. Наличие только системы государственного контроля, само по себе не является этому гарантией. Для получения максимального эффекта требуется соответствующее нормативное правовое регулирование информационных потоков в налоговой сфере, наличие действенного механизма его реализации и ответственности, а также наличие системы мотивации всех её публичных и частных субъектов.

Анализ отечественной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование отношений в сфере качественного информационного обмена в налоговой сфере, показал, что она находится в стадии становления, а пробелы в нормативном регулировании зачастую компенсируются многосторонними соглашениями либо подзаконными актами.

Совершенствование методов обработки информации, наличие автоматизированных информационных систем и эффективный обмен информационными ресурсами между участниками налоговых правоотношений приводит к совершенно иному уровню аналитической работы. Сосредоточение в налоговых органах практически полной информации о методах ухода от налогообложения и конкретных минимизационных схемах, наличие полной сводной информации о налогоплательщике из разных источников выводят их на иной уровень информированности, и позволяют значительно повышать эффективность налогового контроля.