Который затем распределялся по внебюджетным фондам. В течение многих лет администрированием страховых взносов занимались Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Однако ничто не вечно – этим летом законодатель решил вернуть налоговым органам полномочия по администрированию взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Новшества вступают в силу с 2017 года, и у бухгалтера АУ есть время подготовиться.

Почему страховые взносы не переименовали в единый налог?

Такой вопрос возник потому, что страховые взносы законодатель не переименовал в единый или иной объединяющий несколько платежей налог. Причина в том, что между налогом и страховым взносом есть разница. Напомним понятия налога и взноса в виде таблицы.

Страховой взнос

Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на медицинское страхование, взимаемые с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения

Объединяет данные понятия только обязательность их уплаты. Что касается целей взимания платежей, налог перечисляется для обеспечения деятельности государства, в то время как взнос выступает гарантом получения страхового обеспечения при наступлении страховых случаев. Есть еще термин «сбор», под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в отношении них юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ). К страховым взносам и страховому обеспечению сбор не имеет никакого отношения, равно как и налог (безвозмездный платеж в пользу государства). Поэтому законодатель оставил понятие страхового взноса – исходя из его экономической сущности и целей взимания.

Зачем контроль над взносами передается налоговикам?

Ответ на вопрос следует искать в Указе Президента РФ от 15.01.2016 № 13, предписывающем совершенствовать порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов во внебюджетные фонды в целях укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с этими фондами. В соответствии с названным указом приняты федеральные законы от 03.07.2016 № 250 ФЗ, № 243 ФЗ. В пояснительных записках к ним названы следующие цели вводимых в грядущем году новшеств.

Страховые принципы системы обязательного социального страхования не зависят от администратора страховых взносов, и в случае передачи их администрирования с сохранением эквивалентности уплаченных взносов объему прав на обязательное социальное страхование остается возможность реализации страховых принципов в системе пенсионного, социального, медицинского обеспечения. Создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в сфере налоговой политики.

После введения порядка взимания страховых взносов в Налоговый кодекс станет возможным объединение форм отчетности и платежных документов, что должно поспособствовать минимизации нагрузки на бизнес. Вряд ли на эту возможность стоит полагаться. Более существенно другое. Снижение административной нагрузки на организации и учреждения будет достигнуто за счет сокращения количества госорганов, проводящих контрольные мероприятия, повышения качества проверок, а также оптимизации представляемой в контролирующие органы отчетности.Передача функций администрирования страховых взносов позволит осуществлять проверки и доначисления в рамках одного контрольного мероприятия. Для налоговиков это плюс, для налогоплательщиков – минус, так как в результате комплексной проверки налогов и страховых взносов можно выявить взаимосвязанные ошибки. Раньше двум разным контролерам – налоговикам и должностным лицам внебюджетных фондов – это было сложнее сделать. Еще одна задумка связана с тем, что НК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров и позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре. Это должно помочь плательщику избежать затрат. Но последнее утверждение достаточно спорно, особенно если разбирательство с налоговиками в итоге разрешится не в пользу налогоплательщика. Данный порядок будет распространен на страховые взносы.

Что поменялось в НК РФ?

Страховые взносы вводятся в законодательство о налогах и сборах, а оно требует четкого определения всех элементов обложения. К ним относятся: объект обложения страховыми взносами; база для исчисления взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления взносов; порядок и сроки уплаты взносов. Вводится также в ч. II НК РФ новая гл. 34 «Страховые взносы», которая фактически скопирована из действующей редакции Закона о страховых взносах.

Причем в НК РФ прописаны только основные элементы «страхового» обложения. Все иные положения, связанные с администрированием взносов, указаны в НК РФ по отношению к налогам и будут распространяться и на взносы. В частности, мероприятия по контролю за уплатой налогов (камеральная и выездная проверки) детально описаны в ч. I НК РФ. Причем приняты и действуют различные подзаконные акты, которые регулируют порядок проведения этих мероприятий налогового контроля и которые еще предстоит подправить в связи с контролем налоговиками уплаты страховых взносов.

Далее отметим, что плательщики страховых взносов стали участниками налоговых правоотношений наравне с налогоплательщиками и плательщиками сборов (п. 1 ст. 9 НК РФ). В этом есть и плюс, так как при разрешении спорных вопросов плательщики взносов могут смело ссылаться на обновленную редакцию п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налоговых агентов). Похожей нормы в Законе о страховых взносах не было, что лишало плательщика данных взносов дополнительной защиты, согласующейся с презумпцией невиновности налогоплательщика.

Кстати, поправлен один важный нормативный акт – Закон о налоговых органах. В силу Федерального закона № 250 ФЗ налоговики вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых агентов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество данных лиц. Таким образом, у налоговиков есть рычаги воздействия на плательщиков страховых взносов, равно как и на недобросовестных налогоплательщиков. То есть передача контроля за уплатой страховых взносов налоговикам скорее будет в пользу бюджета, чем в пользу организаций, которые являются плательщиками и налогов, и взносов.

Страхование от несчастных случаев – вне налогового администрирования!

Налоговое законодательство не применяется к отношениям по взиманию взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных взносов. Но даже чтобы сохранить травматизм под юрисдикцией ФСС, нужны уточняющие поправки в Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во-первых, уточнена отчетность страхователей, под которой подразумевалась форма 4 ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. Этот бланк включает сведения по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые будут переданы в отчетность налоговиков. Соответственно, будущая форма 4 ФСС или ее аналог станет именоваться расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Во-вторых, из вышеназванного закона исключены все отсылочные нормы на Закон о страховых взносах, который утратит силу с того момента, как в Налоговый кодекс добавится новая глава о данных взносах. Это вопросы:

– проведения (камеральной, выездной) проверки правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
– взыскания недоимки по взносам, пеней и штрафов, предоставления страхователям отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
– обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат;
– определения расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, установления даты осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисления и уплаты страховых взносов страхователями;
– ответственности страхователей, страховщика, застрахованных лиц за нарушение законодательства о травматизме.

Все эти вопросы о взносах по травматизму будут разрешены исключительно в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дополнительно поправлены нормы Закона об основах обязательного социального страхования, согласно которым уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с законодательством о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Законодательство о травматизме как раз является специальным и дополняющим по отношению к положениям налогового законодательства, регулирующим порядок исчисления и администрирования страховых взносов в 2017 году. А значит, бухгалтеру нужно быть готовым применять на практике указанные виды законодательства вместе.

Кто будет контролировать больничные и декретные пособия?

Исходя из того, что указанные выплаты являются страховым обеспечением, контролировать обоснованность его назначения будет страховщик – Фонд социального страхования. Действовать он будет в рамках Закона обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В него вводятся дополнительные нормы Федеральным законом № 250 ФЗ.

На основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика вправе провести камеральную и (или) выездную проверку страхователя. Проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся ФСС одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.

Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, регулируются законодательством о налогах и сборах.

Если по результатам проверки предоставленных налоговым органом сведений о расходах на выплату страхового обеспечения установлено, что сумма произведенных страхователем расходов превышает общую сумму начисленных страховых взносов, то территориальный орган ФСС будет направлять в налоговый орган подтверждение заявленных страхователем расходов. Если обнаружены нарушения, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю (организации, учреждению), а также в налоговый орган (копия указанного решения).

Как будет контролироваться медицинская страховка?

Порядок назначения и предоставления данного страхового обеспечения регулируется Законом об обязательном медицинском страховании в РФ. Обзор внесенных в него Федеральным законом № 250 ФЗ изменений начнем с того, что страхователями будут признаваться организации и учреждения с момента их постановки на учет в налоговых органах (сейчас плательщиками медвзносов признаются организации и учреждения, имеющие «прописку» в территориальных органах ПФ РФ). Информация о постановке таких лиц на учет в налоговых органах будет передаваться в территориальные фонды ОМС в порядке электронного информационного обмена.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, будут устанавливаться налоговым законодательством.

Персонифицированный учет застрахованных граждан, сбор, обработка, передача и хранение сведений станут вести несколько органов: Федеральный фонд и территориальные фонды ОМС, ФНС и ее территориальные органы, страховые медицинские организации, медицинские организации. Налоговые органы ежеквартально не позднее 15 го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, будут предоставлять в соответствующие территориальные фонды ОМС сведения о работающих застрахованных лицах. Также налоговики будут обмениваться с медицинскими фондами сведениями об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в порядке информационного обмена.

Передача сведений персонифицированного учета в ПФ РФ

В связи с тем, что страхователи – учреждения и организации будут передавать сведения налоговым органам, возникает необходимость в их дальнейшем направлении страхователям, которые отвечают за страховое обеспечение. В частности, одним из них является Пенсионный фонд. В Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования введена новая ст. 11.1, устанавливающая порядок предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета налоговыми органами.После представления отчетности от учреждений и организаций налоговики будут обязаны передать в Пенсионный фонд следующие сведения:

  • сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;
  • уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;
  • иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговиков.
  • Сведения представляются в электронной форме на основании соглашения об информационном обмене между налоговым органом и Пенсионным фондом.

Нарушения законодательства о страховых взносах

Виды таких нарушений и ответственность за них четко определены в Законе о страховых взносах, и с утратой им силы с 2017 года встает вопрос о том, как будет квалифицироваться неисполнение требований по уплате данных взносов, порядок взимания которых будет перенесен в Налоговый кодекс. Можно ли будет считать налоговым правонарушением неперечисление или несвоевременную уплату страховых взносов или непредставление отчетности по указанным взносам налоговикам?

После анализа норм Федерального закона № 243 ФЗ можно дать положительный ответ на этот вопрос. В частности, согласно названному закону налоговыми правонарушениями со следующего года будут признаваться:

  • непредставление налоговой декларации, расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ);
  • и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (ст. 122);
  • непредставление плательщиками налогов, страховых взносов налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126).

За все указанные нарушения предусмотрена ответственность в Налоговом кодексе. Причем налоговый штраф не освобождает от привлечения нарушителя к административной ответственности, которая уточнена Федеральным законом № 250 ФЗ:

  1. нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (ст. 15.5 КоАП РФ);
  2. нарушение установленных законодательством об обязательном социальном страховании (по травматизму) порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС (ст. 15.33 КоАП РФ);
  3. нарушение установленных законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФ РФ (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Остается добавить, что привлекать к ответственности по указанным основаниям будут налоговый орган (по налоговым правонарушениям) и территориальные органы ФСС и ПФ РФ (по соответствующим административным нарушениям).

В завершение следует сказать, что дополнительный вид налогового администрирования доставит хлопот как ревизорам, так и плательщикам страховых взносов. Главное – помнить о том, что и права, и обязанности ФНС как органа контроля за уплатой страховых взносов обобщены, наряду с полномочиями по контролю за уплатой налогов и сборов, в Налоговом кодексе. Именно в нем и в принятых в соответствии с ним документах и нужно искать решение спорных вопросов по администрированию страховых взносов, за исключением взносов по травматизму, которые остаются под контролем Фонда социального страхования.

НДФЛ и страховые взносы: "базовые" различия (Мухин В.)

Дата размещения статьи: 26.03.2017

В свое время глава ФНС Михаил Мишустин отмечал, что передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговой службе более чем логична. Дескать, и опыт у налоговиков такой уже есть, да и база по взносам практически совпадает с базой по НДФЛ. Проблема в том, что базы по взносам и НДФЛ только "почти" совпадают. В некоторой части законодатель их сблизил. Однако расхождения все же могут иметь место. И их, к слову сказать, немало.

Прежде всего следует сравнить объекты обложения НДФЛ и страховыми взносами. Так, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками (ст. 209 НК):
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ - для физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В свою очередь, объектом обложения страховыми взносами в общем случае признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, произведенные (ст. 420 НК):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в т.ч. вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Таким образом, уже на первом этапе сравнения можно заметить, что как минимум объект обложения НДФЛ возникает отнюдь не только в рамках трудовых отношений или же выплат, произведенных по договорам ГПХ. Таким образом, для расхождений в отчетности по НДФЛ и по страховым взносам есть, можно сказать, "объективные" причины.

Подарки сотрудникам

Для целей обложения НДФЛ подарки стоимостью менее 4 000 руб. за налоговый период не облагаются НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК, см. письмо Минфина от 19 января 2017 г. N БС-4-11/787@).
Подобного ограничения для страховых взносов нет, но... При этом пунктом 4 статьи 420 Кодекса определено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Соответственно, в случае передачи подарков работнику по договору дарения в письменной форме у организации объекта обложения страховыми взносами вовсе не возникает. Это подтвердил и Минфин в письме от 20 января 2017 г. N 03-15-06/2437.

Аренда имущества у физлиц

Организации нередко арендуют у физлиц то или иное имущество, необходимое в служебных целях (квартиры для сотрудников, автомобиль и т.п.). В том случае, если арендодатель не является индивидуальным предпринимателем, в отношении его дохода в виде арендной платы компания признается налоговым агентом по НДФЛ со всеми, что называется, вытекающими (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК).
Касательно страховых взносов ситуация иная: указанные выплаты (арендная плата) не признаются объектом обложения взносами просто потому, что это выплаты по договору ГПХ, связанному с передачей имущества в пользование. В то же время объектом обложения признаются выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Отметим, что мы не говорим о случаях, когда имущество работника используется им в служебных целях. При таких обстоятельствах работнику выплачивается компенсация, которая не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами (п. 3 ст. 217, абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 422 НК).

Командировочные расходы

Следующий вид выплат, на которые следует обратить внимание, это компенсация стоимости расходов сотруднику на проживание в месте командировки. Такие компенсации полностью освобождаются от обложения НДФЛ при условии, что расходы документально подтверждены. В противном случае НДФЛ не облагается лишь сумма из расчета 700 руб. в день при командировках внутри РФ и 2 500 руб. в день - при загранкомандировках (п. 3 ст. 217 НК).
В том случае, если расходы на проживание в командировке документально подтверждены, и взносы на соответствующую компенсацию начислять не надо (п. 2 ст. 422 НК). В противном случае, то есть при отсутствии документального подтверждения затрат на жилье, взносы придется заплатить, что называется, по полной.
Это важно! Учтите, что с 1 января 2017 года введены единые нормы, по которым выплаченные командированному сотруднику суточные не облагаются НДФЛ, это опять же 700 руб. в сутки при командировках по России и 2 500 руб. - за каждый день нахождения в загранкомандировке.

"Больничные" выплаты

Пособия по временной нетрудоспособности облагаются НДФЛ в общем порядке. Это прямо оговорено в пункте 1 статьи 217 Кодекса.
В свою очередь, на "больничные", выплаченные в соответствии с законодательством РФ, страховые взносы не начисляются. Ведь "больничные" пособия являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. А стало быть, такие выплаты относятся к суммам, не подлежащим обложению взносами (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК).

"Зарплатная" компенсация

В силу положений статьи 236 Трудового кодекса при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Проще говоря, за несвоевременную выплату зарплаты и иных причитающихся сотруднику выплат работодатель помимо основного долга должен выплатить сотруднику и так называемую "зарплатную" компенсацию. Причем данная обязанность закреплена за работодателем Трудовым кодексом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов). Таким образом, зарплатная компенсация, поскольку она предусмотрена законодательством, не подлежит обложению НДФЛ (см. также письма Минфина от 22 мая 2015 г. N 03-04-05/29453, от 23 января 2013 г. N 03-04-05/4-54, от 18 апреля 2012 г. N 03-04-05/9-526 и т.д.).
Что касается страховых взносов, то подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса также содержит положение, согласно которому установленные законодательством компенсации не подлежат обложению страховыми взносами. Аналогичное положение содержалось и ранее в Законе от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (с 1 января 2017 г. утратил силу). То есть по факту от "переезда" данной нормы в НК ничего не изменилось. Между тем вопрос, касающийся обложения взносами "зарплатной" компенсации, до сих пор неоднозначен. Минтруд настаивал на том, что "зарплатная" компенсация облагается взносами в общем порядке (см. письмо Минтруда от 6 августа 2014 г. N 17-4/В-369). А судьи указывали на то, что такие компенсации не облагаются взносами (см. определение ВС от 28 декабря 2016 г. N 310-КГ16-17515).
Тем не менее, учитывая, что взносы теперь "курируют" налоговики, есть вероятность, что вскоре ситуация разрешится в пользу работодателей. Трудно себе представить, как можно обосновать, что для целей обложения НДФЛ "зарплатная" компенсация предусмотрена законодательством, а при решении вопроса касательно необходимости начисления на эту компенсацию взносов она уже не будет предусмотрена законодательством.

ДМС для сотрудников

Взносы по договорам добровольного личного страхования не облагаются НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса. Суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников (договорам ДМС), предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, не подлежат обложению и страховыми взносами (подп. 5 п. 1 ст. 422 НК), но... только при одном условии - взносы вносятся по договорам ДМС, заключаемым на срок не менее одного года.

Экономия на процентах

Компания выдает сотруднику заем - либо беспроцентный, либо под чисто символический процент. Очевидно, что в этом случае работник экономит на процентах. Соответственно, у него образуется доход в виде материальной выгоды. А компания, как налоговый агент по НДФЛ, должна исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог с этой материальной выгоды (ст. 212 НК).
Очевидно, что компания вряд ли будет направо и налево давать беспроцентные займы. Другими словами, если такой бонус и дается, то работникам предприятия, то есть в рамках трудовых отношений. Но означает ли это, что и взносы на матвыгоду придется начислить? Нет! Материальная выгода работника за пользование беспроцентным займом, полученным от работодателя, не является объектом обложения страховыми взносами. Ведь она возникает по договору ГПХ, предметом которого отнюдь не являются выполнение работ, оказание услуг и т.п. (см. письмо Минтруда от 17 февраля 2014 г. N 17-4/В-54).

Экзамен на соответствие требованиям профстандарта

Ну и последнее, на чем мы остановимся, касается платы за независимую оценку квалификации работника. С 1 января 2017 года таковая не облагается НДФЛ на основании пункта 21.1 статьи 217 Налогового кодекса. Аналогичного положения, исключающего данную плату из базы по взносам, Кодекс, увы, не содержит. Так что на сумму оплаты взносы придется начислить в общем порядке.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

Одним из важнейших факторов при взятии кредита является способ погашения. Многие клиенты не отдают себе отчет в том, насколько сильно это влияет на итоговую сумму выплаты. Аннуитетный и дифференцированный платежи разница между которым весьма существенная – это то, что предложит банк. Именно этот параметр должен быть первым, на который нужно обратить внимание. Иначе у клиента могут возникнуть проблемы с банком. Необязательно знать эту тему досконально, но уметь пользоваться формулами расчета желательно.

Виды оплаты кредита

В первую очередь требуется разобраться с самими понятиями. Чем они отличаются друг от друга, какие преимущества предоставляют клиенту.

Аннуитетный платеж – это выплаты, которые производятся ежемесячно в течение погашения кредита. Тип выплат – равнозначный. То есть клиент совершает транзакцию одинаковой суммы. Она состоит из таких пунктов:

  • Погашение части долга;
  • Погашение кредитного процента;
  • Выплаты комиссионного типа (не всегда).

В каких случаях лучше выбирать аннуитетные платежи по кредиту, а в каких - дифференцированные

Первое время большую часть выплат составляет кредитный процент, а погашение самого долга будет меньшим. Однако постепенно ситуация поменяется, к концу срока кредитования основной частью станет именно тело кредита. Сумма транзакций не меняется на период всего срока задолженности. Банк сам распределяет полученные средства.

Дифференцированный платеж – это неравные выплаты по сумме. Чем ближе подходит конец срока кредитования, тем меньше будет требоваться транзакция от клиента. Суть состоит в следующем – первые выплаты будут наиболее крупными, постепенно они будут идти на убыль.

Таким образом, разница между аннуитетный и дифференцированный платежами в типе выплат. В первом случае клиент вносит разнозначную сумму каждый месяц. При выборе второго варианта – большая часть долга должна быть покрыта в первые несколько месяцев, но потом нагрузка значительно снизится.

Аннуитетное погашение

Клиент имеет возможность выполнить предварительный расчет и объективно оценить ситуацию, сопоставив ее со своей платежеспособностью. При помощи данной процедуры можно будет без труда выявить сумму ежемесячных выплат, переплату по кредиту. Рассчитать аннуитетный платеж можно по следующей формуле:

  • Размер долга;
  • Время займа;
  • Аннуитетный коэффициент.

В данном случае именно последний пункт играет ключевую роль. Его необходимо рассчитывать таким образом - А = Р*(1+Р)N / ((1+P)N-1). Формула расшифровывается так:

  • А – аннуитетный коэффициент;
  • Р – ставка в процентах. Имеет выражение в сотых частях. То есть, клиент имеет 12% годовых, следовательно, постоянный платеж этой части составит 0.01 (0.12 делим на 12);
  • N – количество периодов по погашению задолженности.

Для клиентов, которые боятся ошибиться в расчетах или просто не имеют свободного времени для их реализации, имеется специальный инструмент. Онлайн калькулятор расчета аннуитетного платежа: http://biznes-kredit.info/analiz/kalkulator-platezhi.html. С его помощью, буквально за несколько минут можно получить всю информацию о предполагаемом кредите.

Данный тип выплат имеет один серьезный минус. Так как первоочередно выплаты клиента идут на погашение процентов, а не самого кредита, то общая переплата будет значительной. В остальном же следует отметить, что:

  • Аннуитетный платеж подходит тем, кто не может осуществлять транзакции на большие суммы;
  • Клиенты, которые привыкли четко планировать бюджет. В таком случае гораздо удобнее выплачивать долг равными частями.

К тому же схема очень простая – требуется только совершать своевременный платеж. Прекрасно подходит для займов на небольшие и средние суммы.


Разница дифференцированного платежа

В данном случае сама формула значительно проще, но в ней имеется переменная, которая будет меняться каждый месяц. Вся сложность заключается именно в этом. Поэтому гораздо проще сразу же воспользоваться онлайн-калькулятором - http://biznes-kredit.info/analiz/kalkulator-platezhi.html

Как уже говорилось, данный тип выплат отличается постепенным снижением ежемесячных транзакций. К преимуществам можно отнести следующие показатели:

  • В случае досрочного закрытия долга, данный вариант значительно выгоднее, чем аннуитетный;
  • Общая переплата будет меньше, так как погашение в первую очередь идет на тело кредита.

Однако имеются и свои недостатки:

  • Основная нагрузка финансовых операций ложится на первичные выплаты. Заемщику необходимо реально оценить возможности, прежде чем выбирать данный вариант;
  • Банк может отказать в большой сумме, если у клиента нет необходимых источников дохода.

Разумеется, что принимать решение следует исходя из требований клиента и его финансовых возможностей.

Какой способ лучше выбрать

При желании заемщика выполнить погашение долга в досрочном порядке, рекомендуется выбирать именно дифференцированный платеж. В противном случае удобнее будет воспользоваться вторым вариантом.


На самом деле именно аннуитетный платеж является более распространенным. Несмотря на больший процент переплаты, для многих клиентов данный вариант комфортнее и проще. К тому же, нет необходимости проводить вычисления каждый месяц.

Заключение

Однако ситуации бывают разными. Поэтому аннуитетный платеж и дифференцированный разница между которыми существенная, дают потенциальному заемщику возможность взять кредит исходя из возможностей и потребностей. В любом случае, осуществлять выплаты необходимо четко в оговоренный срок. Иначе банк наложит штраф, что сильно отразиться на транзакциях и общей сумме переплаты.

Пенсионная система - производная от трудовых отношений, она отражает все коллизии в трудовой сфере, прежде всего в сфере охраны труда и оплаты труда, заявил статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин в прямом эфире передачи «Персона Грата» на «Радио России».

«Если заработная плата маленькая, то, как может быть большой пенсия? Это же подчиненные вещи» - подчеркнул он.

«Мы выступаем за естественный способ наполнения пенсионного бюджета, то есть путем платы адекватных страховых взносов. Эти страховые взносы выплачивает работодатель за своих работников, они входят в стоимость рабочей силы. Вот чем отличаются страховые взносы от налогов, - рассказал Ю.Воронин. - Многие считают, что взносы - это такие же налоги. Это не налоги, потому что в отличие от налогов, страховые взносы порождают пенсионные права и права на другие виды социального обеспечения: по болезни, материнства и т.д. Во-вторых, это часть стоимости рабочей силы».

Отвечая на вопрос, как Минздравсоцразвития относится к предложению Центра стратегических разработок о том, чтобы каждый работник дополнительно платил свой взнос в Пенсионный фонд, Ю.Воронин пояснил, что это не идея ЦСР, а обычная мировая практика. В ведущих странах страховые взносы выплачиваются на паритетных основах: работодателем и работником.

Однако в России, по словам замминистра, проблема состоит в низком уровне оплаты труда. «Уровень заработанной платы должен позволять работнику делать такие отчисления без ущерба содержанию его семьи, его детей. На сегодняшний день охарактеризовать заработную плату как достаточную для этого мы не можем», - сказал он.

«Но в перспективе, если мы реализуем программы по существенному повышению заработанной платы, - к чему призывают профсоюзы, и они здесь правы, - в перспективе, возможно рассмотрение и этого», - отметил Ю.Воронин. Но «когда нам предлагают ввести такой взнос завтра, и завтра же повысить пенсионный возраст - мы однозначно против, потому что общество к этому не готово, ни юридически, ни социально», - подчеркнул он.

Еще одной принципиальной проблемой, по словам Ю.Воронина, является система досрочных пенсий, унаследованная от Советского Союза. Сегодня, отметил он, 33% всех пенсионеров - это досрочники, они выходят на пенсию раньше 60 лет. «Не решив эту проблему, мы просто не готовы к увеличению пенсионного возраста, это бессмысленно», - считает замминистра.

По его мнению, столь большое количество профессий, имеющих досрочный выход на пенсию, связано с тем, что «советскому государству было не свойственно вкладывать деньги в охрану труда». Путь к сокращению числа таких профессий - улучшение условий труда. «Надо вводить для подобных работодателей, которые используют такие рабочие места и не вкладывают деньги в защиту людей, просто дополнительный тариф в Пенсионный фонд. Тогда они будут стоять перед дилеммой: или создавать приемлемые условия труда или платить дополнительный взнос в Пенсионный фонд», - считает Ю.Воронин.

Рассказывая о том, как проходит обсуждение перспектив пенсионной системы с независимыми профессиональными экспертами, замминистра сообщил, что подготовленный министерством доклад уже обсуждался с представителями Ассоциации российского трудового права и социального обеспечения, Московской юридической академии, Высшая школа экономики. Также эти темы обсуждались на круглом столе в Федерации независимых профсоюзов России. Предстоит обсуждение в союзе юристов России и в НИИ труда и социального страхования. «То есть предоставлена возможность очень широкому спектру экспертов высказать свои позиции и рекомендации по дальнейшей судьбе пенсионной системы», - пояснил Ю.Воронин.

По его словам, разногласия по поводу пенсионного возраста и способов наполнения бюджета Пенсионного фонда - это лишь частные проявления, главный водораздел мнений проходит по основному идеологическому постулату: куда идти государству в посткризисный период времени. И эта тема актуальна не только для России, но и для всех стран с развитой экономикой. «Все-таки оставаться приверженцами социального государства, - государства, которое существует для людей, которое должно делать ставку на развитие социальных программ? Или принести социальные программы в жертву экономическому развитию с целью освобождения рук государства для вложения инвестиций в экономику, инновации? То есть развивать экономику ради экономики, которая потом, может быть, позволит повысить или поддерживать уровень жизни населения. Это тот, спор, который идет во всех международных институтах, - мы здесь не одиноки», - пояснил Ю.Воронин.

Главное, по его словам, что обсуждают эксперты - это бюджетный дефицит. То есть допустимо ли, чтобы Пенсионный фонд дотировался из Федерального бюджета и создавал определенную нагрузку на экономику, или средства, которые расходуются на дотации Пенсионного фонда, лучше бы направить на инновационное развитие страны. «Они воспринимают пенсионную систему как некого нахлебника, который постоянно просит денег. В их понимании, нужно создать такую пенсионную систему, которая будет самодостаточной, которая не будет требовать никаких расходов из бюджета. Я должен сказать, что такого не бывает. Нигде, в ведущих странах нет самоокупаемых Пенсионных фондов. Везде государство выплачивает дотации в пенсионный фонд для того, чтобы поддерживать эту систему долгосрочных обязательств», - подчеркнул Ю.Воронин.

А не в ведущих странах нет и пенсионных систем, отметил он. «К примеру, Китай, - это ведущая страна, но вы знаете, что дешевизна ее рабочей силы, которая создает бешеное развитие производства, связана с тем, что в Китае нет централизованной пенсионной системы. В этой стране, пенсионное обеспечение - это либо дело сельскохозяйственных коммун, либо отраслевых министерств, которые создают свои отраслевые пенсионные системы, но централизованной системы - нет. Зато эта страна имеет преимущество в развитии экономики. Мы должны задаться вопросом, мы такой себе идеал себе рисуем? Мы хотим, чтобы такой ценой, по сути принесения в жертву имеющихся социальных гарантий, развивать нашу экономику? Есть и Африканские страны, где вся пенсионная система сводится к наличию фондов, где есть некий объем накоплений, которые выплачивают единовременные выплаты людям после выхода ими на пенсию. Я думаю, что вряд ли наших граждан утроит такая судьба в старости», - считает замминистра.

Ю.Воронин напомнил, что, когда премьер-министр В.Путин встречался с экспертными группами, перед которыми он поставил задачу подготовить экономическую стратегию для правительства, он специально акцентировал внимание экспертов на том, что у нас уже есть сложившиеся система социальных гарантий которую нельзя взять и просто демонтировать.

Отвечая на вопрос, когда у нас в стране получится создать пенсионную систему, которая позволит пожилым людям не чувствовать себя людьми второго сорта, замминистра подчеркнул: «Когда у нас будет достойная заработная плата. Только тогда мы обеспечим людям достойную пенсионную систему, в отрыве это не получится».

С полным текстом интервью Ю.Воронина можно ознакомиться на